«Давайте поставим оперу!»

С этой фразы около 7 лет назад началась деятельность днепропетровского коллектива «Юная опера». Будучи сначала учениками музыкальной школы, позже – студентами музыкального училища, ребята 14-20 лет своими силами осуществляют постановки шедевров классического оперного репертуара. Сегодня за плечами  музыкально-педагогического проекта – творения А.П.Бородина,  С.С.Гулака-Артемовского, Н.А.Римского-Корсакова. Особенной любовью у коллектива и их руководителей  - Владимира и Ольги Скуратовских – пользуются творения великого русского «композитора-сказочника»: «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Именно эти шедевры наиболее полно соответствуют изначальному замыслу музыкально-педагогического проекта «Юная опера»: приобщение подростков к миру отечественной оперной классики, преломление в их душах высоких нравственных ценностей.

 Уникальность проекта заключается в том, что он открыт для всех желающих и не предполагает никакого отбора. Единственное условие – интерес к жанру и умение читать нотный текст. Коллектив исполнителей состоит из молодых музыкантов различных специальностей: это музыковеды, пианисты, струнники, духовики и народники. Для подавляющего большинства ребят пение не является профильной дисциплиной, и  практически все участники «Юной оперы» обнаружили свои певческие ресурсы именно в процессе работы над спектаклями. Их интерес к коллективу связан с желанием постичь оперу как целостное творение, создать собственную сценическую версию и поделиться с современной публикой.

Отличительной чертой «Юной оперы» является универсализм и многофункциональность всех участников. Группа из 20 человек исполняет хоровые, вокальные и инструментальные партии, танцует. На их плечах лежит не только решение музыкально-исполнительских, но и декорационно-оформительских задач. Все, начиная от обсуждения концепции спектакля и заканчивая постановкой отдельных мизансцен, работой над декорациями и костюмами происходит коллегиально. Это помогает создать такую творческую ситуацию, при которой происходит максимальное погружение в материал, рождается чувство ответственности за процесс и результат.

Проект достаточно успешен (состоялось около 50 выступлений за 6 лет). "Юная опера" выступала не только в Днепропетровске, но и в других городах Украины (Киев, Кривой Рог, Запорожье, Кировоград, Путивль), России (Москва, Петербург, Великий Новгород), Литвы (Вильнюс, Тракай, Утена). Трижды спектакли «Юной оперы» были презентованы и высоко оценены экспертами в области оперной режиссуры в рамках Международной музыковедческой конференции (г. Днепропетровск). Инновационная деятельность коллектива освещена в публикациях научно-методического журнала «Искусство в школе» (г. Москва).

Однако, в силу своей нетрадиционности, проект не вписывается в формат привычных конкурсов и фестивалей. Это вызвало необходимость создания собственных гастрольно-экскурсионных поездок, которые естественным образом дополняют репетиционно-сценический процесс. Авторы проекта понимали, насколько важно не только разучить, поставить спектакль и предъявить его своей днепропетровской публике, но и дать возможность участникам погрузиться в пространство событий оперных шедевров. Так родились и осуществились путешествия на Полтавщину к героям «Ночи перед Рождеством», в Новгород Северский и Путивль по местам похода князя Игоря, в Петербург – в музей-квартиру Н.А.Римского-Корсакова.

Без сомнения, такие поездки дают толчок к созданию новых постановок коллектива. Так было и в 2012 году, когда, вернувшись из северной столицы России, «Юная опера»  обратилась к опере-былине «Садко». В том, насколько вечный сюжет по-прежнему сохраняет в себе нетленные этические ценности, авторы проекта смогли убедиться на примере собственного коллектива. Так, один из юных участников постановки увидел в ней историю об усмиренной гордыне, а другой, наоборот – ситуацию, в которой герой способен идти наперекор толпе.

 «Почему нам было интересно окунуться в этот материал? Да потому что это увлекательное корсаковское двоемирие, в котором реальность и ирреальность сосуществуют в сценическом измерении. Потому что история Садко и Волховы символизирует союз человека и стихии. Наконец, потому, что гусляр Садко – это отечественный аналог Орфея, это «певец-богатырь» (по слову Б.Асафьева)», - говорит руководитель проекта В.Скуратовский.

Премьера «Садко» состоялась в Консерватории им. Глинки в апреле 2012 года в рамках Международной музыковедческой конференции. Вот впечатление крупнейшего эксперта в области русского оперного наследия Е.М.Левашева (Москва): «Музыкальный спектакль «Садко», осуществленный «Юной оперой», представляет собой явление высокохудожественное и уникальное в педагогическом отношении. Такой новаторский метод обучения, как самодеятельная постановка мирового шедевра Н.А.Римского-Корсакова, представляется самым лучшим и устремленным в будущее приемом комплексного обучения юного поколения музыкантов».

И снова: кульминационной точкой в судьбе новой постановки можно назвать исполнение «Садко» на родине певца-гусляра – в Великом Новгороде (Россия). Своим спектаклем «Юная опера» смогла не только воспеть землю, давшую миру великого композитора-сказочника, но и достойно представить родную Украину. Спектакль был высоко оценен новгородскими музыкантами, освещен федеральным российским телевидением и прессой.

А событием нынешнего года стал спектакль по опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ровно 90 лет назад композитор начал работу над оперой по мотивам старинной легенды. Эта опера – предпоследняя из его 15 творений этого жанра. На свое сочинение Римский-Корсаков смотрел как на последний крупный труд, итог всей его жизни. Величайший русский шедевр повествует о чистой любви и мужестве, о предательстве и прощении. И именно эти нравственные категории стали для коллектива ориентирами в сценическом решении. Чувствовалось во время репетиций, на какую новую высоту в этическом плане поднимает нас музыка Н.А.Римского-Корсакова.

Премьерные показы спектакля состоялись, но работа вглубь продолжается. И мы надеемся не только снова побывать в культурно-историческом пространстве нашей новой оперы (в Китежских лесах, на острове Светлояр), но еще не один раз сказать вместе с юными исполнителями:

«Нелегко  слушать оперу? – Давайте ее петь!».

Ольга Скуратовская