Выступления

Елена Олеговна Крылова, директор Некоммерческого партнёрства «Гражданский долг»,  сказала о том, что с одной стороны, педагоги хорошо знают о позитивном влиянии художественного творчества на воспитание каждого ребёнка, но многим людям об этом  мало что известно. Также имеется статистика, говорящая о явлениях десоциализации молодёжи с одной стороны, а с другой стороны, явно недооценен и недостаточно используется такой воспитательный ресурс, как художественное творчество для каждого рёбёнка.  Нужно объединение усилий общества для того, чтобы изменить положение дел в этой области. 

 

Николай Борисович Чижов, кинорежиссёр, художественный руководитель Общества киновидеолюбителей Узбекистана. Рассказал о необходимости кинообразования, об опыте приобщения к кинотворчеству детей, о позитивном влиянии кинотворчества на детей, о важности  возобновления деятельности любительских киностудий во внешкольных и культурно-просветительных учреждениях.

 

Олег Петрович Фёдоров. Начальник  образовательного досугового и научно-методического отдела Объединения "Выставочные залы Москвы".   Надо начинать с родителей, пока в школе недостаточно число часов предметов искусства. Рассказал об опыте приобщения родителей с 2008 года. Надо эти занятия сделать, интересными, модными и престижными. Разрабатывали и предлагали программы по синтезу искусств, для домов культуры, школ, чтобы дети и родители могли ориентироваться в искусствах, попробовать и выбрать сами, чем им интересно заниматься. Занятия искусством влияют и на экономику страны, нужны серьёзные исследования. 

 

Леонид Петрович Беленький. Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова, методист.  Фестиваль-смотр как форма вовлечения детей в творчество. Рассказал об опыте неконкурсного фестиваля авторской песни. Стратегическая задача новой культурной политики, разрабатываемой  в Администрации Президента, привлечение детей и молодёжи к участию в культурных коллективах, сохранение наследия культуры. Одним из мощных средств комплексного воздействия на формирование человека во все времена была песня.  Это  очень важно для интеллектуального развития детей, их гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Нужно поднять статус и педагогов и этого направления, ведь это особый вид искусства, приобщение к которому доступно многим детям. Неспособных детей, как известно, не бывает.

 

Климова Татьяна Анатольевна, научный сотрудник МИОО, преподаватель. Эксперт Московского общественного центра школьной театральной педагогики.Становление развития личности сегодня возможно только в пространстве искусства. О важности выстраивания внутренней жизни, это осуществимо только в сфере искусства, и  особенно важно это для ребёнка. Ребёнку нужна помощь взрослых, сам он не сможет это сделать. Нужна максимальная включённость детей в пространство сензитивного опыта, художественных образов, создание художественно-творческой образовательной среды.

 

Андреев Александр Николаевич, заведующий лабораторией интерактивных театральных проектов МИОО. Человеку нужно пространство, в котором он может жить. Необходимо, что ребёнок в школе был не скучный, а талантливый и мотивированный, как в театральной студии. Закон говорит о личностных результатах образования, чтобы ребёнок рос и развивался. Для них нужно создавать условия.

 

Казакова Светлана Константиновна, член Ассоциации искусствоведов, кандидат искусствоведения.  Социальная арттерапия имеет дело с социальными болезнями общества. В эпоху отчуждения работника от результатов труда, резкого падения возможности личности для самореализации в производительном труде  творческий потенциал перенаправляется в сферу досуга, особую социальную роль приобретает непрофессиональное любительское искусство.

 

Зотова Елена Борисовна, директор школы №324 «Жар-птица», кандидат педагогических наук. Слова Нейгауза много  лет  являются  творческим кредо коллектива школы: «Таланты создавать нельзя, можно создавать почву, на которой растут и процветают таланты». Есть много данных о том, что успешные люди многих профессий в детстве занимались музыкой. В общеобразовательной школе осуществляется миссия – формирование российской интеллигенции на основе художественной музыкальной культуры, гармония науки и искусства в обычной общеобразовательной школе. Детей не отбирают, учатся дети из соседних домов. С 1по 7 класс все дети занимаются искусством, хором. Это фундамент для любой профессии, развитие детей. Приобщаются родители, педагоги, много творческих коллективов, каждый ребёнок может себя попробовать.

 

Наталия Александровна Осадчая, преподаватель школы №324 «Жар-птица». Музыкальный театр – синтетический жанр, в него включены практически все виды искусства. Процесс обучения актёрскому мастерству направлен прежде всего на формирование личности ребёнка. Самым универсальным для перспективного развития, успеха в любой сфере деятельности является школьный театр. Это форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир.

 

Чуракова Лариса Геннадьевна, рук. структурного подразделения по музыкально-эстетическому образованию школы №324 «Жар-птица». Тема возникла из опыта ученического и учительского. Один из важных штрихов портрета успешного учителя – его голос, который привлекает, эмоционально вовлекает, заинтересовывает учебной деятельностью. Это важно в подготовке всех учителей.

 

Ханнанов Азат Дамирович, директор АНО "Институт информационных технологий в образовании"  Эстетическое отношение в миру есть у любого ребёнка, в любом возрасте. Это всегда реализуется. Наша школа относилась к этому как к низшему по сравнению с разумным, как к украшательству. Эстетическое стало выдавливаться прагматическим, тем, что даёт навыки для профессиональной деятельности, утилитарным. Это приводит к тому, что самосозидание становится труднореализуемым, дети выходят в мир инфантильными, без культуры чувствования мира. Академическая культура воспринимается ими как чуждая. Факты говорят о том, что дети идут в виртуальность, чтобы найти  эстетические объекты деструктивного характера. Нужно не противопоставлять классическую культуру и современную жизнь, а преодолевать отчуждение в информационной среде.

 

Нерсесова Ольга Ивановна,  заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук. Фестиваль «Лучезарный ангел» проходит 10 лет. Это доброе кино, много детских фильмов. В фойе выставляются детские работы. Главное - развитие творческих способностей детей  через созидательную художественную деятельность. Когда дети занимаются искусством,  живописью, дети  открывают красоту окружающего мира, учатся  фантазировать и творить. Важна личность педагога, который сможет увлечь ребёнка.

 

Иванова Елена Юрьевна, с.н.с лаборатории найчной экспертизы результатов интеллектуальной деятельности и трансфера в образовании ГБНУ «МИРО». Поставила вопрос – надо ли  создавать фильмы о профилактике наркотиков, так как они притягивают интерес детей. Надо обсудить так ли это. Обсудить образцы и антиобразцы в киноискусстве.

 

Жанна Турсуновна Жумагалиева, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы результатов интеллектуальной деятельности и трансфера в практику образования.  Нужна артподготовка – необходимо готовить новое поколение, которое сможет создавать инновации, и важно преподавание музыки и искусства в школе. Страны, которые ориентированы на инновации, вводят музыку и художественные предметы в школьную практику.

 

Валерий Иванович Ашиков, педагог и руководитель детской студии «Семицветик». 25 лет ежедневно работаю с маленькими детьми, считаю, искусство должно быть в жизни ребёнка с самого раннего возраста. Эта тема требует сплочённой деятельности, я вижу это в форме движения «Искусство в школе». Необходимо поддержать журнал «Искусство в школе», важный для освещения этой важнейшей темы.

 

Лариса Семёновна Львова, учёный секретарь МИРО. В 2004 году этот вопрос уже обсуждался на конференции по педагогике искусства. Директор Пушкинского музея Антонова рассказывала о том, как родители настаивали на увеличении кружков для детей, говоря, что «мы детей здесь спасаем».Также мы ставили спектакли в Митино, где были многочисленные случаи суицида. На репетиции ходили разные дети, в результате случаи суицида прекратились. Тема, поднятая сегодня чрезвычайно актуальна. Мы должны двигаться в рамках образовательной политики. Мы много работаем с образовательными учреждениями, есть много положительных фактов, в школах работают профессионалы. Предложение – создать постоянно действующий семинар «Педагогика искусства» под эгидой МИРО, Института художественного образования РАО и журнала «Искусство в школе», в котором будут участвовать образовательные учреждения, деятели культуры, бизнес, средства массовой информации. Каждый ребёнок не должен быть упущен, педагогика искусства должна стать консолидирующим звеном в этом.