След карандаша на бумаге

Аннотация:  В статье раскрывается, тридцатилетний опыт педагогической практики связанный с активизацией в детской душе творческого созидающего начала. В своей работе я воплощаю в  новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

 

(Из опыта работы сельского учителя)

Стоит мне только прикоснуться к кистям и краскам, как я начинаю испытывать радость от предстоящей работы. Погружаясь все глубже в процесс рисования, я все меньше задумываюсь над тем, почему я это делаю, как я это делаю и что я при этом чувствую.  Если я действительно погружена в работу, останавливается бег мыслей, наступает  внутренняя тишина.

Я полностью нацелена не на результат, а сосредоточена на самом процессе  превращений  формы и цвета. В этой тишине, в этом состоянии внимания и погруженности и возникает в нас глубокое знание – или как говорят в народе: "Дыхание Бога".

 Оно формируется в нас в процессе творчества. Разуму этот процесс недоступен, поскольку  его видение  лежит в другом измерении. 

 Настоящий материал в этом процессе - мой внутренний мир, его взаимодействие  с создаваемой мной на бумаге картиной, принадлежащей внешнему миру.

 В буквальном смысле, внешний мир предоставил для контакта бумагу, а я – какую-то часть своего внутреннего мира, какую-то часть себя.

 Рисунок же на бумаге - это и есть в чистом виде работа на зыбкой границе контакта внешнего и внутреннего миров. В поисках сути того, что я хочу изобразить, я столкнулась лицом к лицу со свойствами этого материала, со свойствами своего внутреннего мира.

 Изображение заставляет концентрироваться и осознавать, что я изображаю, что я осознаю, погружаясь на уровень более глубокий, нежели уровень мимолетных изменчивых форм внешнего мира, которые я могу только наблюдать. Понять это я могу, лишь обращаясь к закономерности более глубокой, нежели закономерность внешнего явления. Искусство поэтому и универсально, что способно открыть, показать нам эти закономерности.

 Рисунок  и образ - это процесс самораскрытия души. А душа, как известно, неизведанна и исследованию не подлежит. О ней, прекрасной, неутомимой и непознаваемой, не просто говорить «научным языком». Сухим слогом невозможно описать тонкие ритмы наших душевных стремлений.

 Но не стоит отчаиваться. Язык, на котором можно говорить о душе, ЕСТЬ. Это язык МЕТАФОРЫ. Только через метафору можно передать тонкую духовную ткань человеческой природы и мироздания. Она хрупка и прочна одновременно. И только сказочная метафора может бережно о ней заботиться, укрепляя ощущение тонкости бытия в каждом из нас. Сказка-это нежное прикосновение к душе человека, бережная форма приобщения к духовному знанию, поддержка в добрых и духовных поисках. Сказка – это отражение наших тонких духовных струн.

В своей педагогической практике, я использую  методы, связанные с активизацией в детской душе творческого созидающего начала. Именно сегодня, когда мы перешагнули тысячелетний рубеж, создание условий для проявления созидающей силы в наших детях является главной задачей как родителей, так и специалистов.        

Мой педагогический опыт воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

 В развитии творческих способностей детей, я вижу  не только возможность, но  и необходимость православного подхода в педагогической практике. 

 Мною сделана попытка осмысления использования опыта духовной практики, накопленного в православной аскетике в течение двух тысячелетий, и предложены некоторые практические рекомендации.

 За время педагогической практики  мною  накоплен богатый опыт работы со сказкой. И сегодня встает вопрос  о его осмысленном применении. Целесообразность использования сказочных технологий  неоднократно обсуждалась психологами в последние годы. Конец века все поставил на свои места, и теперь  можно смело утверждать: сказки повествуют о тех дорогах, по которым странствует наша душа.

 В моей программе «Отражение» предложен увлекательный процесс «зашифровки» и «расшифровки» необходимой детям информации. Оказывается, метафорическая подача духовных понятий переводит восприятие ребенка  на более глубокий уровень. «Проживание» воздействия становится целостным и осмысленным, эффект – устойчивым. И, что самое главное, в душе ребенка активизируется мощная созидающая сила.

 Поэтому знакомый всем метод  метафоры в моей программа показывает, как по-новому можно «подать» давно известные сказки, притчи, стихи, басни, песни, пословицы.

 В своей программе, я обобщаю десятилетний  опыт использования сказок в работе с детьми и подростками на занятиях изо.

В начале третьего тысячелетия в различных государственных документах (законах, программах, доктринах), посвященных проблемам образования и воспитания, мы все чаще встречаем понятия «духовно-нравственное становление детей и молодежи», «формирование и развитие духовно-нравственной личности». Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания.

 По-новому оценивается роль Православия в истории России и признается его большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

 Перед российским образованием стоит задача, проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой произойдет смена приоритета с дидактических компонентов на психологические.

 Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих возможностей школьников. Усилия, направляемые на наращивание таких возможностей, множатся с каждым днем. И вместе с тем, с каждым днем становится все яснее, что путь к достижению желаемого эффекта, к его направленному формированию прегражден  каким-то скрытым, а потому и не преодоленным  до сих пор препятствием.

 В этом отношении интересны результаты американского психолога Поля Торренса, исследовавшего развитие креативности детей. Из его трудов следует, что высокие показатели творческой креативности у детей не гарантируют высоких творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности проявления их (достижений).

 Где надо искать препятствие? Что именно, какие моменты педагогической практики и при каких условиях ведут к желаемому развитию?

 Не ясны его механизмы. Иначе говоря, не ясны вопросы, лежащие в плоскости специфических задач теории. Поэтому поиск препятствия надо связывать с особенностями теоретических исследований в области педагогики и ряда других гуманитарных наук, так или иначе питающих педагогическую теорию материалами по проблеме творчества.

 Неправильно утверждать, что пути и способы формирования творческих возможностей вообще не осмысленны теорией и практикой. Правильнее говорить, что известные уже способы и приемы получения знаний о механизмах творчества в значительной мере исчерпали свои принципиальные возможности. Задача педагогики творчества превращается в сугубо творческую: она требует поиска оригинальных, неожиданных решений, соответствующих своеобразию современной ситуации в области исследования проблем творчества.

 Педагогическая практика, в свою очередь, настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосознания как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

 Поиск адекватных современному уровню развития науки психолого-педагогических технологий ориентирует на предпочтение такого материала, который оказался бы наиболее тесно связан с содержанием внутреннего мира, подлежащего преобразованию субъектом в целях саморазвития. Такую возможность изменения видения мира и самого себя как раз и предоставляет использование сказочной метафоры. Сказка - это достойный инструмент из арсенала педагога. И использовать его следует максимально эффективно.

 Я подхожу к проблемам педагогики творчества со стороны  психологии, существенно меняя при этом сложившийся взгляд на предмет и содержание

как психологических, так и педагогических знаний.

 Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз творческого процесса. Классификации фаз, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя в общем виде все они схожи.

             Первая фаза (сознательная работа) – подготовка – особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

             Вторая фаза (бессознательная работа) – созревание – бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

             Третья фаза (переход бессознательного в сознание) – вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла, «озарения».

             Четвертая фаза (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

 При интерпретации  совокупности фаз главные трудности связывались обычно с бессознательной работой. Одни исследователи откровенно относили работу подсознания к числу «мировых загадок», другие придавали ей фантастические либо мифологические оттенки, третьи вообще снимали саму эту проблему, отвергая вообще существование факта бессознательной работы. 

Современная психология вплотную подошла к открытию четвертого, духовного измерения. За последнее десятилетие в отечественной психологии, в работах В.П. Зинченко, Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, В.В. Знакова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Б.В. Ничипорова  и других, предпринимается попытка  заложить основы духовной психологии.

 До сих пор мы рассматривали творческие способности, абстрагируясь от их носителя – человеческой личности. Для формирования личности с высоким творческим потенциалом нужны адекватные педагогические воздействия. Невозможно управлять творчеством человека, опираясь лишь на знание заложенных в его памяти профессиональных  сведений, без учета его мировоззрения, убеждений, потребностей, интересов, склонностей, способностей, мотивов деятельности и т. п.

 Мировоззрение определяет творческие и ценностные ориентиры художника. Какие же абсолютные идеальные ценности воплощаются в любой культуре? Истина, добро и красота! Подлинный художник, совершенно выразивший красоту, раскрывает абсолютные идеальные ценности. Красота, сохраненная художником, позволяет людям проникнуться идеями блага и  добра, ведущими их через знание к истине, то есть к универсальному бытию.

 Нравственное сознание тесно связано с  искусством. Гений не может быть злодеем, все его творчество подчинено высочайшим нравственным целям. Нравственное сознание, так же как и искусство, обращено к целостному человеку.

 Глубину и своеобразие художественного произведения определяет тесная взаимосвязь мировоззрения и творчества: «Мировоззрение требует творчества. Творчество есть показатель мировоззрения. Понимаемое таким образом мировоззрение накладывает свой отпечаток на творчество. Великие произведения искусства проникают в глубины человеческого бытия и несут в себе предельно широкие обобщения – они отражают вечный уровень этого бытия.

 В процессе взаимодействия мировоззрения и творчества не последнее место занимает профессиональный уровень художника, его одаренность,  талантливость или гениальность. Прогрессивность мировоззрения не обеспечивает автоматически художественных открытий, но оно способствует развертыванию и реализации возможностей, заложенных в художнике природой и обществом.

 Достижение единства мировоззрения и творчества требует от художника огромных усилий, напряженной духовной работы, драматических столкновений с самим собой, приводящих в конечном счете к творческому открытию.

 И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие задатки и превратить  их в творческие достижения?

 Уровень развития творческих способностей зависит от воспитания. Несомненно, наследственные факторы кладут предел творческим достижениям данного человека. Но для реализации творческих задатков нужны благоприятные условия.

 Главной чертой развивающего образования является идея понимания развития как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве со взрослым. В конечном итоге развивающее образование должно помочь детям научится развивать самих себя, стать творцами себя.

 Задача педагога – приучать ребенка считаться со своею совестью и способствовать тому, чтобы совесть его была развита и чувствительна к понятием добра и зла.

 Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы. Образование должно помочь детям в организации и упорядочении их внутреннего мира, развитии самого себя. Этот путь целостной педагогики совпадает с религиозным идеалом.

 Задачей педагога,  прежде всего, является воспитание души в целом. Развитый духовно человек – не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает и верно действует.

     С этой точки зрения я хотела бы выдвинуть формулу «обучающего воспитания». Воспитание должно стоять на первом месте и вмещать в себя обучение, а не быть лишь придатком и чем-то добавочным к обучению. Литература

1.Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- С.Пб.: Изд-во «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001

Протоиерей В.В.Зеньковский. Педагогика. Клин,2002

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб.:Речь,2003

3.Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем./СПб.: Изд-во Пирожкова,2001

4.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89,2007

5.Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. – СПб; 2009

6.Гнездилов А.В. Музыка рассвета. Терапевтические сказки. – СПб.:Речь,2005

Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. – М.:ПРО – ПРЕСС,2010

7.Духовное воспитание  детей в системе доп. образования. Вечное слово. 1999

Практическое пособие для педагога дополнительного образования Москва Школьная пресса.2007г.

8.Сальникова Т.П Учебное пособие. Педагогические технологии . Москва 2008г.

Золотина Лариса Николаевна (1),

Учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №73

Октябрьского сельского района Ростовской области

 e-mail: zolotina@list.ru