Детское художественное творчество - лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол!

Детское творчество (далее - ДТ) — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизационный характер. Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

На сегодняшний день в ряде развитых стран имеется значительный опыт применения арт-терапии. Арт-терапия – это такая психотерапевтическая методика, при которой пациент (или как принято в зарубежной практике - клиент) учится выражать свои эмоции, чувства и переживания при помощи творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в достижение человеком физического, психического и эмоционального равновесия. Главными задачами арт-терапии можно назвать повышение самосознания, укрепление самооценки и достижение понимания своего внутреннего мира. Принципы арт-терапии основаны на том, что каждый человек обладает способностью выражать себя при помощи искусства. Имеются также многочисленные подтверждения эффективности использования этой техники в школах, где она выступает как средство не только оздоровления и коррекции, но и развития. Вместе с тем, с детско-подростковой арт-терапией связано множество вопросов общеметодологического и практического характера, требующие своего решения. Образное мышление позволяет человеку взаимодействовать с окружающими без помощи слов (за которые отвечает левое полушарие). Поэтому арт-терапия показана людям, которым тяжело выражать свои мысли при помощи вербального общения, то есть речи. Это может быть связано как с психическим заболеванием (например, при тяжелой депрессии, или во время острого психоза), но так же это может быть обусловлено личностными характеристиками человека. Ведь действительно, не многие люди могут свободно говорить о своих проблемах, или о своих чувствах. В других случаях, человек просто не может подобрать правильные слова для описания своего состояния, или же слов недостаточно, чтобы передать всю полноту ощущений. Именно в таких ситуациях на помощь приходит использование художественного образа.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.

Художественный опыт объединяет чувства и интеллект, эмоции и познание, созерцание и действие, самого ребенка – и мир вокруг него; он целостен, а потому воздействие его целебно, ведь эти слова от одного корня. Художественный опыт не знает возрастных, профессиональных и иных границ.  Его воздействие мощно и благотворно  в процессе раннего развития. Хорошо известно, что в школьные годы интенсивные занятия искусством меняют всю атмосферу школы, самочувствие детей, их отношение к занятиям и их успеваемость. И во взрослой жизни этот творческий опыт сказывается благотворно, независимо от профессии человека. Как говорит М.Ибука, цель наша - «дать ребенку такое образование чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». А еще - «предотвратить появление несчастных детей». Занятия творчеством способствуют разрешению конфликтов и проблем, переживанию стрессовых ситуаций, развитию межличностных отношений. Для людей, страдающих каким-либо недомоганием, будь то психическое расстройство или хроническое соматическое заболевание, художество может помочь в осознании своего недуга, в преодолении травматического опыта. Нам известно, что за создание визуального образа, проще говоря, за рисование, отвечает правое полушарие головного мозга, здесь же происходит формирование образного мышления. Это мышление выполняет очень важные функции, за счет него человек обретает творческие способности, интуицию, может воспринимать окружающий мир целиком. Более того, в этом полушарии хранится вся наша невербальная память, т.е. наши воспоминания о когда-либо увиденных вещах. Занятия рисованием позволяют развивать образное мышление, а значит помогают лучше понимать свои чувства и эмоции,  они полезны для решения сложных жизненных задач, увеличивают способность к адаптации

 В заключение хотелось бы сказать, что художественное творчество действительно защищает нас от негативных воздействий  и помогает преодолевать нам тяжелые моменты в нашей жизни. Так же с помощью творчества мы познаем мир, развиваемся и находим то, чем мы бы хотели заниматься на протяжении всей своей жизни. С помощью творчества мы развиваем будущее поколение и черпаем силу для новых подвигов. Творчество неотъемлемая часть нашей жизни.