Арттерапия

"Искусство есть посредник в том, чего  нельзя высказать," - сказал Гете. Действительно, в восприятии и ощущении творчества открываются зачастую невидимые на первый взгляд мотивы и особенности миропонимания, отношения к действительности и к самому себе. Это дает ценнейшие подсказки на пути к пониманию другого человека. Особенно если этот человек - ребенок. И тем более - ребенок с какими-либо нарушениями психического или физического здоровья. Барьерами в общении ребенка с окружающим миром могут выступать разные факторы, многие из которых способны подавлять и саму возможность каких-либо контактов. Неприспособленность, например, к вербальному общению может сильно затруднять развитие и адаптацию человека к внешнему миру, а также значительно сужать круг его возможностей для самовыражения. В творчестве для каждого человека открывается широкий спектр отображения своего внутреннего мира, эмоционального состояния и волнующих вопросов. При этом мастерство далеко не всегда играет роль. Настроение, сюжет или просто ассоциации передают основной мотив произведения и замысел автора. 

Кроме возможного пути самовыражения, творчество также служит терапевтической методикой, широко используемой как педагогами, так и психологами и даже самим человеком,  самостоятельно.  Большое преимущество арт-терапии заключается в ее общедоступности: для занятия творческой деятельностью не всегда нужны специалисты, нет ограничений или противопоказаний. Важной чертой является то, что человек способен воспринимать искусство сам, без посредников, по-своему, часто оригинально его интерпретируя и, пропуская через призму собственных переживаний и опыта, наполняя его тем или иным смыслом. 

Как сильное педагогическое средство, арт-терапия развивает в человеке абстрактность мышления, креативность, расширяет возможности восприятия, вырабатывает внимание к деталям и вместе с тем способность к обобщению, классификации. Творчество оказывает сильнейшее влияние на формирование личности ребенка, его будущие предпочтения и ценности. Знакомство с искусством в классическом его понимании прививает нравственные ценности, передающийся на протяжении поколений опыт, осуществляющий связь с прошлым, и позволяющий почувствовать себя частью глобального исторического процесса. 

Занятие арт-терапией позволяет улучшить внимание, сосредоточенность, память; работа с глиной или, к примеру, красками развивает мелкую моторику и усидчивость, групповые занятия развивают социальные навыки общения и взаимодействия. Таким образом, творчество стимулирует формирование здоровой, гармонично и разносторонне развитой личности, помогает выработать социально полезные навыки и проявить свои индивидуальные качества.

Студент 1 курса ,группы КПРС 13.1
Михаил Власкин