АРТпрофилактика

Артпрофилактика – нарождающееся направление в педагогике.

В отличие от арттерапии, к которой прибегают люди с уже обозначившимися отклонениями психологического и личностного порядка, А. направлена на предотвращение подобных проблем, обращена ко всем детям и охватывает не только медицинские, но и поведенческие аспекты воспитания.

Метод А. – раннее приобщение всех детей к опыту художественного творчества в разных видах искусства.

Условие успешной А. – полноценное, творчески ориентированное и общедоступное художественное образование в школьных и внешкольных формах.

Ожидаемые  результаты А. :

- значительное сокращение числа психосоматических заболеваний, таких явлений, как депрессия, деперсонализация и др.;

-  профилактика саморазрушительного и асоциального поведения детей и подростков (наркотизация и алкоголизация, суицид, подростковая преступность и т.п.);

 - компенсация недостаточного развития эмоциональной и чувственной сферы ребенка в условиях современного образования;

 - повышение интеллектуальной активности и общей школьной успеваемости детей.

Возможность достижения этих результатов А.  подтверждается мировой, в том числе  отечественной педагогической практикой.

Идея Артпрофилактики впервые была отчетливо сформулирована в статье А.Мелик-Пашаева «Искусство не для искусства, или от арттерпии к артпрофилактике» в №1 2013 года.

 

Актуальность

 

Исследования показывают, что отсутствие творчества в жизни детей ведёт к глубокому внутреннему дискомфорту, тяжёлым переживаниям пустоты и бессмысленности жизни.

«…вне творческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний – переживаний пустоты, бессмысленности жизни, переживаний невыносимости тягучести времени и т.д.» - В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, профессор.

«Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений». - А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук.

Это и есть та отправная точка, после  которой в жизни ребёнка  появляется предрасположенность к наркотикам, самоубийству, преступности и т.д.

Тяжёлые социальные последствия этого всем известны.

В то же время есть убедительные данные, говорящие о том, что в тех учебных заведениях, где есть занятия искусством, меняется вся атмосфера школы и отношение детей к занятиям.
Теряет остроту проблема школьных перегрузок, дети реже болеют и лучше осваивают все школьные  предметы.
Также ранний полноценный опыт художественного творчества многократно уменьшает вероятность попадания  ребенка в преступность, наркозависимость, подростковый суицид и другие зоны риска.
 
Проблематика
 
  • Среди молодежи от 18 до 24 лет курит почти 68% юношей и 38% девушек. (А. Ткачёв,  депутат от Единой России) 

  • Наркотики в России употребляют 8 млн. человек». (В. Иванов, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков )

  • За 9 месяцев 2013 года количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. (А. Горовой, заместитель министра внутренних дел)

  • По статистике более 40% всех убийств в России происходит среди молодежи 14-29 лет. (Грозный-информ)

  • Введено тестирование школьников на наркотики, целесообразность которого вызывает споры в профессиональном сообществе. (Посольство медицины)

  • Уже неоднократно обсуждался вопрос  о введении уголовных наказаний с 12 лет и даже с 10 лет. (Вести)

  • «12-летний молодой человек, помещенный в колонию, — это практически готовый бандит в будущем», — цитируют «Известия» адвоката Константина Трапаидзе.

 
В чём причина, почему
 

Человек – по природе своей творец, ему свойственно жить «изнутри наружу», проявлять свою активность, свои, большие или меньшие – но свои возможности. В детстве, когда с невероятной быстротой и силой растут и тело ребенка, и его душевные способности, это особенно важно.

"Что же происходит, если эта сила не получает выхода в творчестве? Тогда то, что ребенок принес в мир, или задыхается и умирает, как травинка, которой оказалось не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник; последствия такого неосмысленного взрыва бывают и абсурдны, и страшны". - А. А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук.  “Искусство не для искусства, или от Арттерапии к Артпрофилактике”. "Искусство в школе", №1, 2013 г.
 
АРТ - это профилактика
 

«Эффективной мерой профилактики употребления наркотиков во всем мире считается развитие способностей ребенка к самовыражению. Только способность выражать себя, свои мысли и чувства может помочь человеку преодолеть скуку – ту самую скуку, которую молодые люди считают главной причиной употребления психоактивных веществ.

Жаль, что мы их не слышим. Если бы услышали, то смогли бы понять, что методы профилактики, о которых пишет журнал «Искусство в школе», у нас давным-давно существуют».   Александр Данилин, психиатр, нарколог

 
Исследуя данные о многих тысячах жителей штата Род-Айленд в самом криминогенном возрасте до 30 лет, ученый Мартин Гардинер сопоставил приводы в полицию с участием подростков в музыкальной деятельности. Вывод учёного прост — чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. (Д.К. Кирнарская, доктор искусствоведения)
 
Из истории
 
Не случайно педагогика многих веков и тысячелетий  настаивала на необходимости гуманитарного и эстетического воспитания для всех. Эти занятия  являются альтернативой пустого, бессмысленного, а часто «опасного» для ребенка времяпрепровождения. 
 
Представители аристократии не готовили своих детей к карьере в сфере искусства, в аристократических семьях России в 19 веке каждый ребёнок обучался музыке, танцам, рисованию. Эти занятия не только развивали речь и воображение, но и помогали изучить иностранные языки, закладывали будущие успехи в любой деятельности, где важно гибкое мышление, проницательность и навыки общения. Искусство – сильнейший стимулятор любой умственной деятельности.
 
 
 
В советское время первые Дома пионеров создавались для обеспечения организованного, творческого досуга школьников. Это эффективно противостояло опасности быть вовлеченным в различные девиантные и асоциальные группы (детско-подростковая наркомания, алкоголизм, преступность, проституция т.д.).
 
 
«Социальная значимость учреждений дополнительного образования проявляется еще и в том, что здесь дети естественным образом   приобщаются к отечественному и мировому культурному наследию, истории, спорту, усваивают социальные, нравственные, этические и эстетические ориентиры». - Носкова Антонина Вячеславовна,  доктор социологических наук
 
Ещё из истории
 
В 20-е годы XX века театр широко использовался как действенное средство реабилитации и психокоррекции при работе с беспризорниками. Этот уникальный метод для возврата детей в социум везде без исключения давал заметные положительные результаты.
 
«Мы старались выбирать пьесы с большим  числом действующих лиц, так как многие колонисты хотели играть и нам было выгодно увеличить число умеющих держаться на сцене. Я придавал большое значение театру, так как благодаря ему сильно улучшался язык колонистов и вообще сильно расширялся горизонт». Антон Семенович Макаренко
 
Известный педагог В.Н. Сорока-Росинский (Республика ШКИД) в воспитании беспризорников широко использовал игру - и ролевую, и театральную. Он перенес театральную сцену в школьную жизнь, под девизом - "знание превращать в деяние".  Творчество было главным воспитателем. Это дало самые позитивные результаты. 
 
"Если в основу детского дома не будет поставлено культурно-массовое просветительское воспитание, проблема адаптации детей-сирот будет такой же трудной, как и сейчас. Ведь в жизни человеку постоянно надо самопрезентоваться, рассказать о себе, как-то себя позиционировать. В этом смысле театральное искусство было бы для них спасительным". Александр Гезалов, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ 
 
Педагогика искусства в мире
 
Более 35 лет успешно работает программа «Эль система». Она началась в Венесуэле в 1975 году.  Автор программы – экономист и музыкант Хосе Антонио Абреу. В Венесуэле программа охватила за этот период более 2 млн. детей, большинство - из трущоб и неблагополучных семей. Благодаря системе оркестров они получили своё новое будущее – без наркотиков и криминала. Система Хосе Антонио Абреу не ставит своей целью вырастить вундеркиндов.
 
Это система социальной адаптации детей посредством искусства. Главное - защитить с помощью культуры наиболее уязвимых в социальном плане детей от неблагоприятных условий их жизни.
 
В оркестрах они обретают уверенность, жизненную перспективу, ответственность, приобщаются к созидательному труду в коллективе. Эта программа расширила свои границы и работает в США, Италии, Японии, Шотландии и других странах (более 40 стран) - массовое музыкальное образование  ради перемены социального климата в депрессивных районах. Её поддерживают знаменитости, государственные организации, крупный бизнес, частные жертвователи, добровольцы-музыканты. Причину такой массовой поддержки высказал Брайан Левин, генеральный директор Фонда Гленна Гульда: "Эль Система  окончательно доказала, что музыкальное образование является воротами в лучшее будущее".
 
 
В Китае 36 миллионов детей сейчас обучаются игре только на фортепиано, а всего классической музыкой занимаются около 50 миллионов школьников . Успехи Финляндии, Японии или Южной Кореи в экономике прямо связаны с доступом детей и подростков к искусству, которое обеспечивает государство. (Lenta.ru)
 
Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно». Конгресс ЮНЕСКО «Искусство в образовании». Лиссабон, 2006 год.
 
 
Что дают детям занятия искусством:
 
  • Направляют творческую энергию в положительное русло

  • Улучшают здоровье

  • Снимают стресс, нервно-психическое напряжение

  • Создают чувство эмоционального благополучия

  • Развивают речь, уменьшают проблемы логопедии

  • Помогают в изучении математики и иностранных языков

  • Способствуют развитию креативности и воображения

  • Учат общаться и работать в коллективе

  • Приносят счастье и радость

  • Развивают чувство прекрасного

  • Создают условия для развития эмоционального интеллекта

  • Являются первичной профилактикой попадания в ситуацию наркотической зависимости, противоправного поведения

  • Детские художественные коллективы позитивно влияют на местные сообщества.

 
«Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии». Кирнарская Дина Константиновна, доктор искусствоведения
 
Каждому ребёнку изначально присуще стремление к творчеству. Это часть его природы. Если это стремление получает направление и поддержку, то творчество в наибольшей степени помогает раскрыть все его способности, построить свою жизнь.
 
В грандиозном исследовании 25 000 американских школьников, занимающихся по арт-программам, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы чем дети, музыке не учившиеся.
 
«Художественное образование вообще, и музыкальное в частности, является сильнейшим катализатором и стимулятором умственной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, политике или литературе». Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Бернстайны
 
 
Опыт российских школ, в которых видное место занимает искусство, свидетельствует о том, что дети  меньше устают, более сообразительны во всех остальных предметах, у них другое отношение к занятиям, они меньше болеют. Занятия искусством дают большой терапевтический эффект.
  • Творчество – это норма и необходимость для человека.

  • Раннее и успешное творчество ребенка – это творчество художественное.

  • Только гуманитарно-художественная область даёт ребёнку возможность развивать эмоциональную сферу.

  • Основы художественного развития должен получить каждый человек – и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. 

 
Занятия детей искусством это:

 

1) профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде;

2) успешная социализация каждого ребенка;

3) опережающее интеллектуальное развитие.

 
Детское художественное творчество – лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол! -  А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук
 
7.02.2014