Абилитация - универсальный метод?

«Музыка имеет колоссальное, мощнейшее воздействие на человека. Сколько угодно можно говорить о любви. Но вот на экране вы видите два силуэта, – и заиграла скрипка. Несколько секунд музыки вам достаточно, чтобы увидеть, что это – любовь. Здесь то же самое. Ребенок не говорит, или еле лопочет с большим трудом, но мелодия, ритмический рисунок вынуждают его выговаривать правильно, находить правильные звукосочетания, чтобы получилось слово, то самое, какое он не может сказать. Но, оказывается, может спеть! Не сразу, но ему захочется петь.   Музыка диктует. Я убедился, что эти упражнения воздействуют, развивают и очищают речь».

Алексей Иванович Бороздин

Заслуженный работник культуры России,

основатель Муниципального образовательно-оздоровительного городского

Центра для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (тяжелые формы)

В 1991 году в Новосибирском Академгородке педагог музыкальной школы №10 по классу виолончели Алексей Иванович Бороздин с двумя единомышленниками - художником-иконописцем Владимиром Александровичем Барановым и физиком Владимиром Алексеевичем Лебедевым - в холодном и ветхом бараке начинают свою работу с детьми-инвалидами.  Основным направлением работы стало развитие ребенка через творчество. На протяжении семи лет они работали на общественных началах -  ездили с семинарами всю страну от Владивостока до Санкт-Петербурга и Москвы, пропагандируя свой позитивный опыт в работе с детьми с тяжёлыми формами умственной отсталости. Тогда такими детьми вообще никто не занимался, они считались не поддающимися обучению.

Их практический опыт доказал, что это не так, дети могут развиваться и обучаться. А. И. Бороздин доказал, что даже самые «тяжелые» дети могут и должны развиваться: «Мы вовлекаем наших учеников в творческий процесс – другого пути выведения из умственной отсталости нет, пилюли и таблетки просто не помогают. Мы вынуждаем работать нейроны их головного мозга. И они начинают работать».

За 25 лет практики в результате специальных музыкальных занятий с детьми, имеющими грубые задержки психо-речевого развития, нарушения опорно- двигательного аппарата и различные невротические состояния  доказана возможность развития интеллектуальных способностей. Дети, которые начинали занятия в очень тяжёлом состоянии, не могли говорить, имели различные серьёзные проблемы, начинали говорить и поступали в школу, заканчивали обучение. Улучшалась жизнь их семьи, они адаптировались в обществе.

Полученные результаты говорят о том, что эта методика позволяет успешно развивать интеллектуальные способности у детей с различными степенями умственной отсталости, в том числе и с тяжелой. Найденные формы обучения и развития авторы считают  универсальными.

В 1998 году был учреждён Центр: «Муниципальное оздоровительно-образовательное учреждение городской Центр А.И. Бороздина». Далее он менялся, а с 2012 года работает Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина" (МКОУДОД "ДООСПЦ А.И.Бороздина")

Также у Центра появились единомышленники по всей стране: в Красноярске, Москве, Кемерово, Пензе, Перми, Миассе и других городах. Они перенимают методы обучения педагогов и социализации воспитанников. 

Источники:

«А.И. Бороздин: семь граней жизни как семь нот в духе си-бемоль-мажора»

Бороздин Алексей Иванович 

Центр Бороздина - методический центр абилитационной педагогики

«Ни на ком нельзя ставить крест»

Увидеть в ребёнке личность

Передача опыта работы центра А.И. Бороздина, как духовное движение

Из опыта апробации системы абилитационной работы в школе Бороздина