Выступление А.А. Мелик-Пашаева

Александр Александрович МЕЛИК-ПАШАЕВДоктор психологических наук, главный редактор журнала "Искусство в школе". Заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО. Лауреат премии правительства РФ в области образования.

Первый тезис. Артпрофилактика – понятие относительно новое. Существует арттерапия, а мы подчёркиваем, что этого недостаточно, и нужно движение артпрофилактическое. И смысл этого в том, что арттерапия, как всякая терапия, является помощью в болезнях, попыткой излечения с помощью искусства. А артпрофилактика - создание тех условий, при которых болезнь становится маловероятной. Поэтому не обязательно ждать, пока она разыграется, а можно принять меры к тому, чтобы она возникала гораздо реже или не возникала совсем. Здесь присутствуют известные арттерапевты с большим опытом, и естественно, они будут говорить со своей позиции, но я обращаю внимание на то, что, как всякий врач, который лечит какую-то болезнь, может что-то посоветовать, чтобы ее не было, так и арттерапевт мог бы во многх случаях быть специалистом по артпрофилактике.

 

Второй тезис. В журнале «Искусство в школе» 2 года назад была статья «От арттерапии к артпрофилактике», это концептуальная попытка сказать об артпрофилактике. Мы знаем, что, к сожалению, существует печальная и угрожающая статистика по нашим российским детям и подросткам: это психосоматические заболевания, депрессивные состояния, наркомания, алкоголизация, суицид, - все эти тяжёлые проблемы, которые уже долгое время решить не могут, а подходы к решению в основном – наказать, ограничить, ужесточить, - но это к решению не приводит. У нас в разных контекстах говорится о национальной безопасности, но мне кажется, что нарастание таких разрушительных тенденций – это реальная проблема национальной безопасности страны.

 

Третий тезис. Почему мы рассчитываем, что артпрофилактика может оказать в этом существенную помощь? Дело в том, что человек по природе своей творец. Не какие-то отдельные великие люди, а каждый человек по принадлежности своей к роду человеческому – это творческое существо. Один ученый прошлого века говорил, что сущность человека – это внутренняя энергия души, которую он сам может не осознавать, но которая ищет реализации, в том числе и тогда, когда выхода она не получает. Есть известный врач, учёный, педиатр Владимир Филиппович Базарный, он говорит: «Вне творческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний пустоты и бессмысленности жизни, невыносимой тягучести времени». Естественно, это не обходится без последствий в психологическом плане, в социальном и т.д. Этот учёный сказал, что человек растёт либо творческим, либо больным.

 

Я бы позволил себе добавить, что растёт либо творческим, либо больным, либо преступником. Потому что, представим себе, что внутренняя энергия души стремится к реализации, а выхода не имеет. Это либо образ асфальта, через который росток не может пробиться и загнивает, либо образ запаянного чайника, который взрывается, это саморазрушение или асоциальные проявления. А корни этого -конечно, не во всех случаях, не на 100% , бывают и иные причины - но в огромной степени это отсутствие нормального, позитивного, общественно признанного пути самореализации внутренней энергии души, нет творчества.

 

Но и также существует позитивный и большой опыт лечения творчеством, а то, что может служить терапией, может в определённых формах и общепрофилактическим средством.

 

Важно понимать, что творчество – не обязательно в искусстве, творчество моет проявляться во всём, но мы подчёркиваем, что художественное творчество, по тысяче причин, в детском возрасте приоритетно, наиболее успешно, в хороших педагогических условиях даёт высокие результаты, приносит ребёнку удовлетворение. Обычно говорят о том, что это начало специализации. Для кого-то это так, но для большинства это возможность испытать на собственном опыте, что значит быть творцом, задумать что-то внутри себя и воплотить это для других. Потом это может проявляться в чём угодно, в разных областях жизни и деятельности, и это - основание психологического благополучия человека: ты не пустое место в этом мире, ты можешь и должен сделать что-то, чего без тебя не будет.

 

Существуют довольно обширные международные данные о том, что раннее полноценное приобщение детей к художественному творчеству в огромной степени уменьшает опасность попадания детей в страшные зоны риска, о которых мы в начале говорили. Поэтому артпрофилактиеское движение должно привлечь особо внимание и получить поддержку и родителей, которые хотят блага своим детям, но не всегда понимают, в чем оно состоит, и педагогов, и врачей, и правоохранителей. И, может быть, даже тех, кто определяет культурно-образовательную политику.

Артпрофилактика

Круглый стол