Выступление М.Н. Лазутовой

Первый заместитель директора ГБНУ Московский институт развития образования Лазутова Мария Николаевна доктор исторических наук, профессор.

Тот поворот, который вы сегодня выбрали для обсуждения, абсолютно, я бы сказала, разворачивает взгляд на  те вопросы, которые стоят в обществе. И тут, пожалуй, всё стекается – и вопросы гуманистического характера, и вопросы духовного, нравственного, физического и другого развития.

Потому что художество и само понятие, как творчество детей направить на предотвращение различных асоциальных явлений, поступков – это, конечно, очень  важная тема. Вчера в этом зале мы обсуждали вопросы, связанные с тем, как сегодня решаются проблемы среди подростков, молодёжи, связанные с наркоманией. И разные были люди – были специалисты, которые этим занимаются, были руководители образовательных учреждений, и образовательных учреждений среднего профессионального уровня, представители Наркоконтроля, и так далее.

И везде звучало, что мы работаем с подростками, либо употребляющими наркотики, либо теми, с которыми работают, чтобы вывести их из этого состояния.Здесь существуют очень сложившиеся, я бы сказала, устоявшиеся, традиционны формы работы.

Вчера одна из родительниц  школы из Южного Бутова выступала, председатель родительского комитета школы, и она сказала: «Дорогие коллеги, вы здесь разного уровня, разного ранга, разных должностей. Я вам говорю как мать и как председатель родительского совета образовательной организации, многоуровневой, многопрофильной, что мы должны подвигнуть ребёнка к тому, чтобы  она занимался любым творчество, любым. Пусть это будет творчество на уровне самых обыкновенных,  примитивных действий (извините за слово «примитивный. Те вопросы, что вы будете обсуждать, к этому уровню не относятся),. Если он будет занят, то мы избегнем самй главной проблемы  - ведь на детей, которые подвергаются этой страшной болезни, влияют прежде всего подростки, они вовлекают детей в наркоманию. И не родители решают эти проблемы, не медицина, и так далее, а тот социум, в котором вращаются наши подростки. Родительница  с болью говорила, что если бы для каждого ребёнка была найдена замещающая деятельность, которая была бы связана с творчеством, рисованием, с чем-то духовным, то этих страшных цифр, гворящих о проблемах с наркотиками,  можно было бы избежать. Эти цифры  в Российской Федерации имеют тенденцию не к стабильности, а постоянного движения вверх, .

Мне показалось очень любопытным, когда вторая выступающая из другого образовательного учреждения, института, показала выставку, которая была проведена с детьми и подростками.  Мы увидели, что рисуют дети сегодняшнего поколения - 6, 7, 9, 10 классы.  11 класс уже ориентирован на какие-то  профессиональные цели, а вот подросток с 5 до 8 класса… и они показали эти картинки. Тема была задана связанная с наркотиками - твоё социальное состояние, твоё психическое состояние, больше 40%, реально 43% рисовали кости, скелеты, смерть, черные трагические вещи, и это не могло нас всех вчера не затронуть и не задеть.

Следовательно, посыл этой родительницы в том, что творчество работает на развитие внутреннего мира, и захватывает впоследствии поведение подростка и школьника. И то, что сегодня вынесена такая тема – она безусловно базируется на опыте, который есть в московских образовательных организациях и учреждениях, и профильного творческого направления, и обыкновенных образовательных учреждениях, - это очень важно. Когда мы сегодня обсудим этот вопрос, я бы попросила организаторов со стороны нашего института сделать рекомендации, возможно, выпустить срочно сборник из опыта работы, и из опыта, как тестировать сегодня детей, и какой процент детей с удовольствием идут на тестирование, не в прямой постановке вопроса,  а завуалированной – что беспокоит ребёнка, как беспокоит, его взаимоотношения с родителями, потому что вы знаете, что за последний месяц количество суицидов полезло вверх, не только в Москве но и в России. Мы могли бы ваши материалы показать как новые и серьёзные приложения к тем проблемам, которые обсуждали вчера специалисты.

Важно увидеть, насколько эмоционально, позитивно и прогрессивно  художественная деятельность влияет на самочувствие ребёнка. И мне видится, что в этом в значительной степени кроется разрешение многих проблем, которые есть сегодня среди подростков, среди молодёжи.

Можно было бы привести много примеров, ведь асоциальные поступки существуют сколько веков, сколько существует цивилизация. Можно сказать, что это свойственно подросткам. Но такие поступки всегда появляются в соответствии с развитием проблем общества, проблем государства, проблем образования, и всех прочих проблем, с которыми встречаются наши подростки, да и мы с вами.

Поэтому сегодняшний разговор, по моему глубокому убеждению, будет очень серьёзным дополнением  к проблемам, которые вчера обсуждались. Жаль, что только одна родительница заметила именно в этом ключе проблему. Сложную проблему. А если сегодня удастся попробовать увидеть, что сегодня за реализацией ваших проектов, ваших программ , ваших практических шагов  следуют не только позитивные элементы, но и исключаются нежелательные элементы в поведении детей и подростков,    то это будет большим подспорьем и для нашего института. Потому что мы тоже находимся в поиске, нам важно видеть ваше мироощущение больших глобальных проблем в подростковой среде. Мы это видим с одной позиции, мы можем сочинить трактаты научные, они могут вообще не иметь никакого приложения, инода ни к коллективу, ни к руководителю, а видите это через ребёнка, через его развитие, через понимание проблем семьи, в конце концов его конечной цели – через его социализацию, интеграцию его как здорового человека в наше общество.

Поэтому, открывая наше мероприятие, хочу сказать, что тема, которая вынесена в заголовок нашей конференции, повторюсь ещё раз, она абсолютно уникальна. И я сказала почему -  вторая часть этой конференции, её значимость – мы должны с вами, исходя из вашего опыта, давать какие-то рекомендации по той составляющей, что вами уже апробирована на практике, собственным опытом, жизненными наблюдениями, и так далее. И третье – мы должны после нашего мероприятия чётко  донести идею, что развитие, связанное с художественным творчеством не менее значимая часть в работе, чем всё то, что называется у кого как – профилактика, качество обучения, работа с родителями. То есть у художественного творчества есть своё поле,  и это поле по значимости не уступает любому другому, которое работает на ребёнка, на поддержку родителя, работает в целом на развитие московской системы образования.

Сердечно вас приветствую, и позвольте предоставить слово Александру Александровичу Мелик-Пашаеву, главному редактору журнала «Искусство в школе».