Дина Константиновна Кирнарская

Дина Константиновна Кирнарская. Проректор Российской академии музыки им. Гнесиных,  профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».

 

В 2010 г. был Конгресс ЮНЕСКО «Искусство в образовании», там выступали два профессора Мичиганского университета. Они рассказывали, что взяли список 100 Нобелевских лауреатов по науке, по политике и т.д. и выяснили, что все они  занимались искусством  (не обязательно музыкой). Мы часто читаем, что онтогенез повторяет филогенез. Что эволюция человечества повторяется в каждом из нас. Мы начинаем чем-то заниматься и как бы проходим тот путь, который прошло все  человечество. 

В связи с этим возникает очень простая мысль. Вот, они занимались искусством, а почему они такие умные? Объясняю таким образом – « не стойте на голове». Мы все стоим на голове. Человек приходит в школу. Что он начинает учить -  математику, русский, другие языки. Давайте подумаем -  давно ли началась математика? Вчера, недавно. А искусство -  100 000 лет назад. И соответственно мозг хочет стать на ноги, а не на голову. Мозг хочет сначала опереться на искусство, на старое, древнее, он хочет повторить цивилизационный путь человечества, и когда это  ему удается, он становится эффективным, мощным. Он все схватывает, он прекрасно усваивает потом и математику, и науку, и что угодно. Если мозг заставляют вставать на голову – учить  математику, правила русского языка, ребёнок ничего не понимает, ничего не усваивает, двоечник, его переводят в олигофрены, и вообще начинается безобразие. А по какой причине? Мозговое развитие пошло неправильным путём. Оно не проходит тот необходимый этап, который даёт искусство. Эти  великие люди - почему их способности выстрелили ракетой? Потому что они сумели на раннем этапе  опереться на ресурсы художественного образования. Опереться на ресурсы искусства. По какой причине? По той, что мозг может адекватно  развиваться только в условиях соответствия  филогенетическому  развитию. Когда оно переносится на развитие каждого индивида, каждого ребёнка. 

Существует 324-я школа, я её знаю «лет 100», там работает Елена Борисовна Зотова, это совсем простая школа в покосившейся пятиэтажке, никаких блатных детей там нет. Там после школы дети поступают в МГИМО, МГУ и т.д. Потому что такое образование даёт колоссальные результаты. Потому что эта филогенетическая спираль работает. То есть люди опираются на ноги, а не на голову. Люди занимаются сначала искусством, а потом всем остальным. 

Как музыкальный педагог, могу сказать– это работает вообще по всем предметам, везде.

Как обучать музыкальному искусству?  То, что в самой музыке началось раньше -  проходим раньше. То, что в самой музыке началось позже -  проходим позже. Всё усвоится. Слух станет на место, у кого не было, появится, и все пойдёт как по маслу. Если этого не сделать,  не соблюдать исторический порядок появления знаний, исторический порядок появления навыков, материал не будет усваиваться, мозг не будет расти естественным  путём.

Я вам приведу буквально несколько фактов и соображений, которые говорят о том,  почему музыкальное искусство так полезно. Чему я была свидетелем? Приезжаю я в медицинскую школу Гарварда. Там был Готфрид Шлаффинг.  Он выяснил, что сделал потрясающее открытие. У  нас есть между левым и правым полушарием такая соединительная лента, называется «корпус коллодиум». Мозолистое тело мозга. Что оно делает? Оно передаёт импульсы из правого полушария в левое. Как известно, творческая фантазия, воображение, эмоции, это все главным образом связано с правым полушарием. В левом же полушарии у нас «находятся» способы выражения. Как мы можем сделать свои мысли понятными для других? Языки, математические символы, возможность быть коммуникабельным. И вот если у вас этой соединительной ленты нет или она плохо работает, вы будете «мычать» -  что-то хочет высказаться, но никак не может. Если же она у вас хорошо работает, через минуту вы говорите, и вас поняли все. То есть получается, что сама способность к творчеству в значительной степени от этого зависит.

 Так что сказал Шлаффинг? После одного года занятий музыкой (это опубликовано в 95 году) мозолистое тело мозга увеличивается на 25%. И мы всегда говорим родителям: «Потерпите, ваш ребёнок не будет музыкантом, но год потерпите, и уж на 25% мы вам гарантируем увеличение этого корпус коллодиум».

Делали эксперимент – «Моцарт-эффект». Одна группа и вторая, контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе  слушали музыку Моцарта. 10 минут. Перед этим делали пространственные тесты. В контрольной группе не слушали музыку Моцарта. И тоже делали пространственные тесты. Там, где слушали Моцарта, на 10% возросли результаты.

Вот такие толстые тома написаны на тему Моцарт-эффекта. Младенцам дарили диски с музыкой Моцарта. Для того, чтобы они умнели. И известный факт, что губернатор одного из американских штатов всем при рождении вручал эти диски, 45 000 потратил из бюджета штата на то, чтобы дети потом становились инженерами, учёными, умными, чтобы у них появлялось пространственное мышление, воображение. Чтобы они умели чинить автомобили. Чтобы все у них было в порядке.

Или такой факт.

Было восстание учителей музыки в штате Иллинойс 10 лет назад. Всем срезали бюджет. Сказали, что нечего заниматься музыкой и танцами, надо заниматься математикой, английским, серьёзными предметами. Учителя взбунтовались, разбили школы штата на 2 группы. В первой группе всё было как раньше – театр, музыка, искусство. В другой – всё по-новому, искусство побоку. Там, где было искусство, там были заметные скачки в успехах по математике. Это было опубликовано. Они написали в своём отчёте, что у афроамериканцев возросли успехи на целую треть, по математике. После того, как они вдоволь позанимались музыкой, театром и всеми художественными предметами. Почему? Потому, что мозг стал на ноги. И все пошло как по маслу -  и математика, и языки.

Вот ещё один эксперимент. В 12 лет все бросают заниматься музыкой. Говорят: «Мама, всё, хватит. Продаём пианино, хочу играть во дворе».

Взяли в Китае 2 группы – те, кто до 12 лет занимались музыкой, и те, кто никогда не занимался. И стали обеим группам предъявлять слова шведского языка. Те, кто раньше занимался музыкой, прекрасно усвоили слова, запомнили перевод, и через 5 минут всё предъявили.  Те, кто музыкой не занимался, все перепутали, позабывали, и ничего у них не получилось. Казалось бы, ведь они в детстве занимались не языком, а музыкой. А это очень просто. Музыка – древнейший язык. И речевые центры в мозгу расположены рядом. С речевыми центрами связан абсолютный слух. Точное восприятие высоты расположено там же, где речевые центры. Когда раздражается одно, раздражается и другое. То есть человек занимается музыкой, у него возбуждается левое полушарие, именно те зоны, которые отвечают за речевое воспитание. Вот почему те китайские девушки, которые давно забыли, что такое музыка, сумели гораздо лучше выполнить языковое задание. У них уже произошли положительные мозговые изменения.

Ещё 2 пункта на эту тему. У нас улучшается математическое мышление во многом за счёт пространственных операций, которые вообще свойственны математике. У нас возрастает речевое мышление, возрастает лента между  правым и левом полушариями, потом обратили внимание на то, что люди искусства хорошие менеджеры, и хорошо общаются, это  коммуникации, о которых мы сейчас много говорим. Посмотрите, какой бизнесмен Табаков, Гергиев, Спиваков, у нас люди искусства прекрасно справляются с менеджментом. Всё из-за чего? – коммуникации.

В 90-е годы в Хабаровске всех выгнали с работы. Музыкантши все пошли в челночницы. С мешками ходили пешком в Китай. Не они одни, все ходили. Приезжает из Хабаровска наш коллега, и рассказывает, что  - вы не поверите! - девчонки-пианистки, у них уже офис в Харбине, офис в Пекине, офис в Москве. И они уже сидят, руководят другими. Девчонки не пианистки до сих пор с мешком через плечо. То есть действительно те, кто занимается искусством, очень хорошо преуспевают как менеджеры, управленцы, коммуникаторы. Потому что основа менеджмента – коммуникации. 

И, наконец, последний пункт – многоканальное мышление. Искусство развивает многоканальное мышление. Вот посмотрите, сколько информации должен усвоить художник. Какой цвет, какой размер, какая форма, композиция, туда этот листок, туда этот, тут я так, тут я так – миллион решений. Сколько нужно музыканту одновременно усвоить? Вот дирижёр дирижирует,  я смотрю в ноты, слушаю соседа, занимаюсь миллионом вещей одновременно.

Когда случилась эта страшная трагедия над Боденским озером, в швейцарской газете писали, что если бы диспетчер, который угробил детей ( а он не смог две линии провести вместе, полифоническое мышление не работает), если бы в детстве он занимался музыкой, этого бы не произошло.

Те, кто занимается искусством, прекрасно играют на бирже. Лучший брокер Нижегородской биржи - бывшая студентка нашего Гнесинского института. Люди очень успешны финансово, в коммерческих операциях, потому у них развивается многоканальное мышление.

Все эти моменты способствуют и успеваемости, и жизненному успеху, и тому, что люди выходят приспособленными идеально к учебе, работе, к тому чтобы блистать и быть успешными людьми. И это всё благодаря художественному образованию.  По той причине, что,  во-первых, правильно ставится мозг, филогенетически правильно -  искусство сначала, остальное потом, и во-вторых потому, что происходят положительные мозговые изменения, пластичность мозга -  она работает под влиянием искусства и мозг меняется. Изменившийся под влиянием искусства мозг совершенно иначе работает. Спасибо за внимание.

Артпрофилактка

Круглый стол